osnaz_cikle

Category:

Ильинская церковь в Даниловичах

В 2019 году исполнилось 180 лет со дня рождения профессора медицины, хирурга с мировым именем Михаила Дмитриевича Чаусова и 150 лет со дня рождения учёного, выдающегося краеведа Ивана Ивановича Орловского.
1 декабря 2019 года в 12.00 в Даниловичах состоялось освящение Поклонного креста в память об Ильинской церкви, построенной стараниями М.Д. Чаусова и И.И. Орловского, и восстановленного намогильного памятника М.Д. Чаусову.
Об этом событии можно узнать подробности по телефону 8 961 136 41 28, Гречин Николай Александрович.

Чаусов Михаил Дмитриевич 1839-1903 Врач Родился в 1839 году* в семье священника села Даниловичи Рославльского уезда. По окончании курса Смоленской семинарии поступил в медико-хирургическую академию, которую окончил в серебряной медалью и, как один из лучших выпускников, был оставлен при академии для подготовки к профессорскому званию. Уже в 1868 году он защитил диссертацию на степень доктора медицины. Во время франко-прусской войны в 1870 году М.Д. Чаусов отправился в заграничную командировку, где набирался опыта хирурга. Вернувшись в Россию в 1872 году, его назначили доцентом кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии Варшавского университета. С 1876 года он заведовал кафедрой описательной анатомии, несколько раз его избирали деканом медицинского факультета. Находясь в Варшаве, М.Д. Чаусов так и не сумел перенять европейский уклад жизни, сохранив в себе русское миросозерцание. Он стал одним из инициаторов создания Русского медицинского общества в Варшаве, на протяжении многих лет оставаясь в должности его председателя. Своим домом он всегда считал родные Даниловичи, без которых не представлял своей жизни. Здесь он проводил все свои каникулы – и летние, и весенние, и зимние. В 8 верстах от села М.Д. Чаусов владел крупным имением Знаменское, тем не менее оставаясь Даниловичским помещиком и прихожанином. В 1900 году его избрали председателем приходского попечительства, а затем и строительной комиссии по возведению новой церкви. Невзирая на годы и пошатнувшееся здоровье, строительство новой церкви буквально открыло у него второе дыхание, М.Д. Чаусов лично собирал средства, вел переговоры с подрядчиками, осуществлял переписку с епархиальными властями, осмотр материалов. Уезжая в Варшаву в середине августа 1903 года к началу занятий, Михаил Дмитриевич оставил закладку церкви, предвкушая, что в следующем году стены уже буду возведены. Однако 29 августа заслуженный профессор Варшавского университета, доктор медицины, действительный статский советник М.Д. Чаусов скоропостижно скончался от паралича сердца. Он завещал похоронить себя на родине, где 4 сентября 1903 года при большом стечении народа рядом со строящейся церковью его тело было предано земле. В 1905 году умерла супруга Михаила Дмитриевича и была похоронена рядом с мужем. На их могиле был установлен большой памятник из черного гранита. А спустя полтора десятка лет грянула революция, начались гонения на церковь и уничтожение всего, что хоть как-то было связано монархией. Церковь, построенная уже после смерти Чаусова, была закрыта, пришла в запустение, а после и вовсе разрушена до основания. Подверглось уничтожению и церковное кладбище, на котором был похоронен профессор. От захоронения ничего не осталось и сейчас найти его невозможно. Спустя много десятилетий рославльский историк С.С. Иванов обнаружил гранитный памятник с могилы Чаусова в фундаменте дома, расположенного недалеко от места, где находились церковь и кладбище. В последующем при проведении перестройки надгробие вытащили из-под дома, оттащили на стропах на некоторое расстояние и оставили лежать в траве. Сейчас никем не приметные две части памятника (цоколь и стела) лежат в траве.
*На памятнике указан 1840 год рождения.
В некрологе за подписью И.И. Орловского значится 1839 год.

Даниловичи. Родина славных имён России
из репортажа Сергея Чернова о посещении Даниловичей.
https://kirlish.livejournal.com/87500.html
... И вот мы вошли в Даниловичи, а встретили нас встревоженным гоготом гуси.

  Навстречу нам после купания шла дружная парочка. Начали их испрашивать о несохранившейся церкви. Мальчик ответил: "А источник похож на церковь!". Добрые, разговорчивые дети. Мальчик из Смоленска, девочка из Питера.

  Одно из трёх старинных зданий. Тут был склад.

  И.И. Орловский в своей книге «Краткая география Смоленской губернии» среди прочих замечательных населённых пунктов Ельнинского уезда назвал и село Даниловичи. Возникновение села знаменитый краевед связывал с преданиями о монахах-пустынножителях. В старину поселились в здешних лесах четыре монаха – Даниил, Яким, Савва и Кузьма. У каждого была своя келья с иконами. Не раз приходили разбойники, сжигали ту или иную келью, но в пепле монахи находили икону, сохранившуюся невредимой от огня. На могилах монахов впоследствии строили церкви, вокруг которых образовались села, носящие имена пустынников: Даниловичи, Якимовичи, Савеево и Кузьминичи. Датой основания Даниловичей Иван Иванович считал 1503 год. Старая летопись села Даниловичи сообщает, что в стародавние времена через него проходил торговый путь из Калуги в Рославль, и окрестные леса, глухие и необозримые, изобиловали разбойничьими шайками. В окрестностях села ими грабились купеческие обозы с товарами, похищались женщины, громились царские караваны с казной, и потому долгое время местные жители именовали этот путь «кровавой дорогой, усыпанной золотом». В описании села записано: «Едва ли найдётся в … уезде другое село, которое могло бы поспорить с Даниловичами по красоте местоположения. Двумя оврагами, речкой и озером село разделяется на три части: «поповку», где стоит старая церковь, - центр села, «господский бок» и «волостной бок». До 1918 года село входило в состав Ельнинского уезда и было административно-церковным центром для 59 окружавших его лесных деревень и выселков. Вокруг простирались огромные лесные владения купцов Сухопольских, Горбуновых и Мальцевых. В этих лесах длительное время укрывались в своих скитах отшельники – пустынножители». В конце 19 века село было небольшим и насчитывало 14 дворов, из которых 7 принадлежали духовенству (три семьи священников, три псаломщиков и одна диакона), в двух бывших господских домах, купленных у помещика, проживали две крепкие крестьянские семьи; один дом занимало волостное правление, а в остальных четырёх дворах размещались евреи-лавочники и ремесленники, имевшие свои лавки. Население села, не в пример окрестным деревням считалось зажиточным, и, как сообщает летопись, «сюда постоянно и особенно в праздничные дни стекались нищие, кликуши, дурачки, блаженные, провидцы, пророки, знахари, странники, погорельцы ». Местное крестьянство прихода Даниловичской церкви в большинстве было неграмотным, так как первое учебное заведение – церковно-приходская школа – в селе появилась только в 60-е годы прошлого века: медицинское обслуживание отсутствовало, и «народ лечился у знахарей и знахарок, которых здесь было в изобилии».
    Основным занятием крестьян было земледелие, высевали рожь, овёс, коноплю, лён, ячмень, картофель, многие занимались пчеловодством. Из-за нехватки земли и её малой плодородности крестьяне постоянно занимались ремеслом и отхожим промыслом, дававшим дополнительный доход. Гнали дёготь, изготавливали сани, бочки, деревянную посуду, самопрялки, рогожки, мочало, дуги, игрушки и другую продукцию, которая поставлялась ими на ярмарки в Ельню, Спас-Деменск, Екимовичи, Рогнедино, Рославль. В зимнее время занимались извозом.

  Многое для развития Данилович сделал и его уроженец известный смоленский историк-краевед И.И. Орловский (1869 – 1909 гг.). Работая долгое время преподавателем Смоленского епархиального училища, он часто приезжал в Даниловичи к отцу – местному священнику. Во время этих приездов он занимался культурно-просветительской работой: устраивал ёлки крестьянских детей, литературные вечера и спектакли для населения, помогал учителю местной школы. Одновременно занимался исследовательской работой – изучал местные кустарные промыслы и готовил проект по их дальнейшему развитию, написал исследование «Пустынножительство в Рославльских лесах». В 1896 году на свои средства он организовал в селе первую пожарную дружину, обеспечил её необходимым инвентарём и был её председателем до самой своей смерти.
    В 1899 году в память о 100-летии со дня рождения А.С. Пушкина, им была открыта Даниловичская библиотека имени Пушкина, куда он передал более 1500 книг из своей и отцовской библиотеки. Помог средствами для оборудования здания и М.Д. Чаусов.
Открытию библиотеки Орловскоий посвятил одно из своих стихотворений, где есть такие строки:
Ликуй, Даниловичи, днесь!
У нас два были магазина,
Кабак, пожарная дружина,
Теперь библиотека есть!
    С 1890 года стараниями Орловского в селе была открыта торговля книгами из книжных складов Смоленского попечительства о народной трезвости. В письме к А.П. Чехову, с которым переписывался на протяжении ряда лет, он сообщил, что книги хорошо расходятся.
    Орловский пытался выпускать рукописную газету для крестьян. В его архиве сохранились два номера «Даниловичского курьера», написанные его рукой, в популярной форме, с шутками и стихами. После смерти Чаусова И.И. Орловский завершил строительство нового каменного храма, его освящение и открытие в 1907 году.
Каменный храм. Идея его строительства принадлежала не менее знаменитому земляку Орловского очень известному в то время хирургу Михаилу Дмитриевичу Чаусову. Он тоже был родом из Даниловичей.
   Сыновья священника Даниловичской церкви, построенной в 1764 г. Н. С. Челищевым,- Михаил, Василий, Николай окончили Рославльское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию. Михаил поступил в медико-хирургическую академию и окончил ее с серебряной медалью. Защитил диссертацию и получил степень доктора медицины в 1868 г. По командировке в 1870 г. во время Франко-Прусской войны был на театре военных действий в прусских военных госпиталях, где получил дополнительный опыт и знания. С 1872 г. доцент Варшавского университета по кафедре оперативной хирургии и анатомии. С 1876 г. был избираем деканом медфакультета. Некоторое время был инспектором Варшавских больниц.
    Прожив большую часть жизни в Варшаве, он все летние и зимние каникулы проводил в Даниловичах; открывал медицинский приемный пункт, обслуживал земляков и лечил их бесплатными лекарствами. Он же помог средствами в открытии И. И. Орловским общественной библиотеки в селе.Одним из главных дел для Чаусова стало строительство огромной каменной церкви на 3000 человек в родном селе. Взял на себя все хлопоты и отношения с властями и епархией, всю переписку, организацию работ, сбор средств, проверку и прием материалов. Вскоре был заложен фундамент и было решено приступить на следующий год к возведению стен, для чего были построены «цигильни» - кирпичные заводики. Но снова дела призвали его в Варшаву и там 29 августа 1903 г. его настигла неожиданная кончина, остановившая бурную деятельность этого человека.
     Никогда сельчане не видели такого количества народа, венков и цветов. Венки от университета и студентов, ученых обществ и благотворительных организаций Варшавы, знакомых и почитателей. На могиле был установлен черно-гранитный памятник. Друг и односельчанин Чаусова, историк Смоленской земли И. И. Орловский воскликнул: «Отныне могила М. Д. Чаусова надолго будет памятна для Даниловичей, которые не забудут своего профессора и ктитора своего храма...».
Каменный храм был достроен и освящён в 1907 году.
    И именно около него мы встретили и познакомились с добрыми людьми. Василий и Наталья Жолтиковы. Они родом из Даниловичей. Василий всю жизнь отработал на Смоленской АЭС в реакторном цехе. Два года как на пенсии. С Натальей они одноклассники и учились в школе, директором которой была мама Василия. Очень многое нам было рассказано в эти несколько часов. И там, где я упомянул о прорыве беловцев, это из рассказа Василия. Недалеко от его дома лежал мраморный памятник Чаусову и его жене, умершей позже. Совсем недавно лни были в основании фундамента колхозного дома.... Нет слов!

  Кладбище около церкви поросло бурьяном, и стоят только эти остатки церкви.

  Рядом с домом семьи Василия и Натальи была большая площадь. А сейчас - остатки двух господских домов.

  Василий и Наталья.

  Отдохнули у гостеприимных хозяев, а потом Василий предложил показать нам местное кладбище, где покоятся их родители и учитель Анатолий Николаевич Полканов, о котором обязательно будет отдельная история.

  Пока ехали, всё вели разговор. Василий вспомнил, как его тесть в 41 году ещё пацанёнком впервые столкнулся с наступавшими немцами. Был он в буддёновке со звездой, и немец заставил её снять. Затем достал нож и срезал зведу. Напялил буддёновку обратно на голову. Дал конфету. И тут видит, что след от звезды на ткани всё-равно есть. Заставил снять. Больше плохого о тех годах вспоминали местные жители о финнах. Те гораздо больше зверствовали. Отец Василия воевал.

  У могилки  Анатолия Полканова.

  Василий очень много рассказывал. Очень сетовал, что не интересовался прошлым в молодости. А последний старожил умер совсем недавно. И ещё у Натальи вчера был День рождения. С Днём рождения Вас! Добрые люди. Когда узнали, что мы идём пешком, предложили отвезти нас домой на машине. Всегда будем помнить эту встречу и если опять окажемся в этих местах, обязательно зайдём в гости.

  Поповский источник. Хотя удалось найти информацию о нём, что имел он другое название и даже связанную с ним легенду. Но озвучивать её пока не будем. Информации недостаточно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded